Проект создания универсального вооружения для ведения тактических боевых действий подразделениями воздушно-десантных войск зародился ещё в 2004 году. Конструкторская мысль воплотилась в облегчённую боевую машину — БМД-4 с вооружением, перенятым с её предшественника — БМД-3. Спустя несколько месяцев — в августе 2005 первые модели обновлённой машины поступили в ВДВ, а именно в 137 гвардейский десантно-парашютный полк. Однако массового заказа на эту модель со стороны Министерства Обороны не последовало. В 2005 году Тракторный завод города-героя Волгограда, учавствовашего в его разработке обанкротился.
Однако парк бронетехники по-прежнему требовал обновления, в связи с чем БМД-4 была передана на Курганский машиностроительный завод, являющийся родоначальником БМП-3. К середине 2008 года невостребованная боевая десантная машина была модернизирована — преобразована форма корпуса, немного уменьшены габариты, установлен более мощный двигатель и ходовые узлы. В результате преобразований появилась БМД-4М, однако из-за несогласованности высшего командного руководства, военная техника была принята на вооружение только в конце 2015 года.
Первые 17 единиц этой техники были переданы в Высшее Рязанское командное училище ВДВ и его учебный центр. Тогда же они впервые были продемонстрированы на Параде Победы.
На сегодняшний день объём производства этой техники неуклонно растёт, что говорит о положительной перспективе развития данного направления.
Основные характеристики
Заводские параметры и габариты БМД-4М:
- Длина корпуса составила 6000 мм, а с учётом пушки — 6780 мм.
- Ширина корпуса имеет размер 3256 мм.
- Высота — 2227 мм.
- Вес по сравнению с прошлой моделью уменьшился до 13600 кг.
- Колёсная база и колея составили 3323 мм и 2700 мм, соответственно.
Корпус и башня
Комплектация БМД-4М не претерпела особых изменений, пребывая в рамках традиций изготовления военных машин отечественного производства. Это алюминиевый корпус брони в сочетании башней из стали, имеющей максимальный радиус поворота в 360 градусов. Фронтальная часть корпуса выделена для размещения отделения управления, в котором имеются места для пары десантников и водителя.
Центральная часть машины отведена для боевого расчёта. Её венчает башня с вооружением имеющая функцию вращения. Тут же предусмотрены посадочные места для командира экипажа и наводчика целей. За ними расположен отсек десанта с местами посадки 3-х человек. Кормовая часть БМД-4М представлена трансмиссионно-моторным отделением.
Система управления огнём (СУО)
В состав модернизированной машины десанта входит автоматический механизм управления огнём в совокупности с системой стабилизации вооружения по двум плоскостям, что позволяет осуществлять прицельные выстрелы во время движения техники. Кроме этого, на машине установлен прицел ночного видения, тепловизор, дальномер с лазерной системой и средства сопровождения цели. Благодаря такому оснащению дальность стрельбы ракет «Аркан» составляет более пяти километров. Боевой модуль допускает угол возвышения до 60 градусов.
Силовая установка и трансмиссия
БМД-4М оснащена энергоёмким дизельным мотором УТД-29 с системой жидкого охлаждения, идентичного с технологиями БМП-3. Максимальная мощность десятицилиндрового мотора в сочетании с частотой вращения коленчатого вала со сокростью в 2600 оборотов в минуту выдают 500 лошадиных сил. Максимальный крутящий момент составляет 1460 Нм. При всей своей массе в 910 кг двигатель внутреннего сгорания отлично справляется с нагрузками, в том числе в условиях высокогорного ландшафта, сохраняя свои качества на предельной высоте до 4500 метров.
Трансмиссия этой боевой единицы конструктивно схожа с БМП-3 и составляет одно целое вместе с двигателем. Четырёхскоростная коробка передач на автоматике, оснащена гидродинамическим трансформатором.
При реверсионном движении машина может развить скорость в 20 км/ч.
Ходовая часть
Торсионная независимая подвеска с телескопическими гидроамортизаторами предоставили БМД-4М широкие возможности для изменения клиренса в сторону увеличения от 190 до 590 мм. 5 опорных катков по обе стороны приподнимают и опускают корпус в зависимости от сложностей рельефа и пересечения местности, в том числе по водной поверхности со скоростью 10 км/ч за счёт водомётных двигателей. Объёмные топливные баки позволяют совершать 500 км маршруты без дозаправки с предельной скоростью по ровной дороге — 70 км/ч. Высокие ходовые характеристики гарантируют преодоление подъёмов до 35 градусов, препятствий шириной до 2-х метров и высотой до 0,7 метров.
Вооружение
Вооружение БМД-4М базируется на основе разработанного универсального боевого модуля «Бахча-У».
Основное орудие
Ключевым вооружением модуля БМД-4М является нарезная 100-мм полуавтоматическая пушка 2А70 с 2-хплоскостным стабилизатором и автоматической перезарядкой. Она предназначена для ликвидации живой силы противника и лёгкой бронетехники. Допускается использование этой системы вооружения в качестве пусковой установки ракет «Аркан», в том числе против низколетящих воздушных целей.
В боекомплект пушки входят 34 снаряда, 4 из которых относятся к ПТУР «Аркан», а остальные 30 включены в единую цепь автоматического карусельного барабана. При максимальной скорострельности 10 выстрелов в минуту и прицельной дальности 7 км, это вооружение справляется с большинством тактических боевых задач.
Дополнительное орудие
К вспомогательным средствам огневой поддержки относится 30-мм автоматическое орудие 2А72, оснащённое бронебойными и осколочно-фугасными патронами 30х165 мм с общим боекомплектом в 464 единицы. Сниженный темп стрельбы компенсируется небольшой отдачей от выстрелов. Дальность стрельбы 2А72 составляет 4000 м, с поправкой на прицельную дальность — 2600 м. Максимальная скорострельность — более 500 выстрелов в минуту.
Для создания тактического преимущества БМД-4М оборудована мортирами дымовой завесы для запуска дымовых гранат 3Д6 диаметром 81 мм.
Пулемётное вооружение
На модернизированной боевой машине десанта установлен один спаренный пулемёт ПКТМ 7,62 мм с ёмкостью магазина в 2000 патронов.
Применение в бою
Основные функции применения машины десанта БМД-4М направлены на решение таких боевых тактических задач, как:
- Уничтожение огневых позиций укреплений противника, его бронетехники и живой силы.
- Оперативная смена диспозиции сил ВДВ в местах ведения боёв и тылу.
- Огневая поддержка бойцов ВДВ в процессе ведения боёв
- Прикрытие и вывод небольших подразделений из окружения с обеспечением защиты от поражения стрелковыми и осколочными видами оружия.
- Десантирование экипажа БМД-4М парашютным методом ли посадочным способом на территории занятой противником для рекогносцировки местности.
Достоинства и недостатки
Неоспоримым преимуществом боевой техники БМД-4М является её эффективное вооружение, которое может уничтожать любые цели на значительном расстоянии. Помимо этого, из-за конструктивной схожести с ранними моделями выпуска БМП-3, боевая машина десанта проста в эксплуатации и техническом обслуживании, неприхотлива в части замены различных узлов, деталей и других комплектующих.
Высокие ходовые характеристики обеспечивают хорошую манёвренность прохождение по бездорожью, при вхождении в резкие повороты и через крутые склоны. При необходимости можно усилить защитные свойства боевой машины путём использования комплекта накладной брони.
К недостаткам БМД-4М относятся присущие этому классу вооружения аспекты, такие как:
Невысокая бронезащита экипажа из-за алюминиевой составляющей корпуса. Высокая манёвренность машины и её возможность десантирования пошли в ущерб защитным характеристикам, т.е. борта техники уязвимы для крупнокалиберных пулемётов.
Противоминная защита также имеет массу нареканий, так как нисколько не усилена в отличие от ранних модификаций. Внутренне пространство боевой машины десанта сильно ограничено, что ощущается особенно тогда когда бойцы находятся в полном боевом облачении.
Существенным минусом является незащищённость боекомплекта основного орудия. При попадании снаряда в середину машины высока вероятность детонации снарядов основного орудия, при которой весь экипаж погибает.
Кроме того, из-за технологически неграмотного размещения моторно-трансмиссионного отделения в задней части машины она не может быть использована в качестве своеобразной буферной зоны для дополнительной защиты экипажа. Видимо альтернатива в виде более удобной возможности десантирования у разработчиков была в большем приоритете.
Несмотря на несовершенство БМД-4М у неё есть определённый потенциал для модернизации других видов боевой техники.
Десантирование БМД-4М
Высадка десанта внутри боевой техники — очень сложный технически-выверенный процесс, требующий колоссального опыта и подготовки как самой машины, так и экипажа, который будет находиться внутри её.
Идея выброски боевой техники парашютным способом с экипажем внутри принадлежит создателю Воздушно-десантных войск Герою Советского Союза генералу армии Василию Филипповичу Маргелову. Ранее личный состав и машины сбрасывались по отдельности. Первое удачное испытание такого способа было осуществлено 5 января 1973 года внутри БМД-1.
В сентябре 2020 года было продемонстрировано десантирование роты ВДВ в составе 10 боевых машин десанта БМД-4М. С использованием парашютных систем ПБС-950У и МКС-350 «операция» прошла успешно. После приземления экипажи в считанные минуты перевели технику в боевое состояние и приступили к учебным манёврам. Именно возможность вступать в бой непосредственно после приземления — является главным достоинством БМД-4М.
Модификации
Вариантов альтернативной разработки БМД-4 пока не так много. Помимо основной модернизации, имеются командирский вариант БМД-4МК, который отличается тем, что в его наличие входит дополнительная радиостанция и специальные посадочные места.
Машины на базе БМД-4
Универсальность модернизированной боевой машины десанта БМД-4М позволяет размещать её на основе нескольких транспортных средств:
- Зенитного ракетного комплекса с боеголовкой ЗРК «Сосна» — Птицелов.
- Самоходной артиллерийской установке, оснащённой орудием калибра 125 мм — 2С25.
- Самоходной артиллерийской установке, оснащённой орудием калибра 120 мм — 2С36.
- Самоходной артиллерийской установке, оснащённой орудием калибра 152 мм — 2С27.
- Самоходного противотанкового ракетного комплекса, снабжённого ракетами 9М133 — Корнет Д.
- Бронетранспортёра БТР-МДМ.
Операторы
К числу которых относится Россия с общей численностью БМД-4М в количестве 182 штук и одного музейного экземпляра БМД-4, разместившегося в качестве экспоната в РВВДКУ.
Историческая справка
31 декабря 2004 года БМД-4 принята на вооружение ВС РФ.
17 июля 2014 года в Рязанской области проведена первая успешная учебная выброска из военно-транспортного самолета Ил-76 двух единиц техники БМД-4М благодаря усовершенствованной парашютной бесплатформенной системе У-ПДС.
03 марта 2015 года первая серийная партия в количестве 12 единиц БМД-4М были направлены для передачи в ВДВ Западного военного округа.
24 декабря 2016 года батальонный комплект БМД-4М был передан парашютно-десантному полку 106-й Рязанской гвардейской воздушно-десантной дивизии.