- История создания
- Тактико-технические характеристики Ми-24
- Двигатели Ми-24
- Броня
- Вооружение
- Брутальность
- Боевое применение
- Война в Афганистане
- Ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС
- Война в Чечне
- Конфликт в Южной Осетии
- Настоящее время
- Мифы о Ми-24
- Описание основных модификаций
- Прототип с фенестероном
- Милицейский Ми-24
- Ми-35П
- Достоинства и недостатки Ми-24
Легендарный боевой вертолет МИ-24 появился на вооружении советской армии еще в начале 70-х годов ХХ века.
История создания
В середине 60-х годов ХХ века американцы успешно применяли тяжелые вертолеты во Вьетнаме. В СССР тогда подобных машин не было, однако руководство страны понимало их необходимость. В мае 1968 года вышло Постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС о создании «воздушной боевой машины пехоты». Свои разработки представили ОКБ Миля и ОКБ Камова. Более перспективным был признан вертолет Миля. Прототип обозначили как В-24.
Первый полет В-24 совершил 19 сентября 1969 года, опытный образец пилотировал летчик-испытатель Герман Алферов. Массовое серийное производство Ми-24 запустили в 1971 г.
Тактико-технические характеристики Ми-24
Численность экипажа — 2-3 человека
Вместимость вертолета — до 8 десантников, 2 тяжелораненых на носилках, 2 легкораненых и медработник.
Вес Ми-24 без груза: 7580 кг
Нормальная взлётная масса — 10 500 кг
Максимальная взлётная масса — 11 500 кг
Грузоподъемность Ми-24
- Максимальная — 2400 кг
- Масса груза на внешней подвеске — 2400 кг
- Внутренний запас топлива — 2100 л
- Запас топлива в ПТБ -до 2000 л
Скорость Ми-24
- Крейсерская скорость — 270 км/ч
- Максимальная скорость в горизонтальном полёте — 335 км/ч
- Максимальная эксплуатационная перегрузка — −1,3/+3
Дальность полета Ми-24
Практическая — 450 км
Перегоночная — 1000 км
Диаметры винтов:
- рулевого — 3,903 м
- несущеего — 17,3 м
Размеры фюзеляжа:
- длина — 17,24 м — 17,51 м ( в зависимости от модели)
- ширина — 1,7 м
- высота — 3,9 м
Размеры грузовой кабины:
- длина — 2,52 м
- ширина — 1,46 м
- высота — 1,2м
Размах крыла — 6,4 м
Двигатели Ми-24
Ми-24 оснащен двумя турбовальными газотурбинными двигателями типа ТВЗ-117. Мощность каждого 2500 лошадиных сил. На некоторых моделях 2200 лошадиных сил.
Броня
Сбоку и снизу кабину защищают бронелисты. Стекло кабины пуленепробиваемое. Сиденья пилотов бронированные. В экипировку экипажа входит бронежилет и бронешлем. Капоты двигателей также закрыты бронированными листами.
За время афганской войны лобовое стекло кабины Ми-24 ни разу не было пробито.
Вооружение
Комплекс вооружения для Ми-24 не успели разработать до выпуска вертолета. Поэтому первоначально на машины устанавливали комплекс от Ми-4. В него входили ракеты «Фаланга-М» с ручной системой наведения, пулемётная установка НУВ-1 с пулемётом А-12,7, четыре балочных держателя под неуправляемые авиационные ракеты и бомбы (до 500 кг).
Постепенно вооружение дорабатывали. Появились современный противотанковый комплекс «Штурм», ракеты «Атака». В зависимости от модификации на вертолете устанавливались пулеметы АК 12,7 , ЯкБ 12,7, пушки ГШ-2-30К и ГШ-23, ракеты «воздух-воздух» Р-60, авиационные бомбы калибром 50-500 кг.
Брутальность
Ми-24 имеет устрашающий внешний вид и характерный звук винта. Способен оказывать психологическое давление на противника, просто пролетая на малых высотах.
Боевое применение
Ми-24 участвовал более чем в 30 локальных войнах и конфликтах. Его можно назвать самым воюющим вертолетом.
Война в Афганистане
МИ-24 стал настоящим символом афганской войны. Тогда он получил неофициальное название «крокодил», возможно, за некоторое внешнее сходство с аллигатором. В начале военных действий в Афганистане в составе наших ВВС было всего 6 машин Ми-24, но потом война стала более «вертолетной», количество летных единиц резко возросло, а в их конструкцию внесли изменения, которых требовали сложившиеся условия.
Для защиты от ракет борта Ми-24 получили ЭВУ — экранирующие вентиляционные устройства. В комплекс защиты вошли также станция активных помех «Липа» и кассеты ИК-ловушек.
Вторым направлением было повышение боевой эффективности машин. Стали применять новые НАР типа С-8. Часть вертолетов оснастили машинами ночного прицела. В грузовой кабине обеспечили раздельное открываение верхней и нижней части дверей, для удобства ведения огня из автоматов и размещения пулемета ПКТ. Некоторые вертолеты доработали для пуска тяжелых НАР С-24Б.
В афганской войне основными задачами вертолетчиков были высадка десантов, патрулирование колонн с воздуха, уничтожение вражеских караванов. Летающие машины участвовали во всех крупных военных ооперациях. Несмотря на высокие технические и боевые характеристики вертолета, потери были достаточно высокими. За годы войны в Афганистане советские войска лишились 157 машин Ми-24.
Ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС
После аварии на Чернобыльской АЭС вертолеты МИ-24 были задействованы для радиационной разведки местности с воздуха, для фото- и видео-съемки разрушенного реактора и для работ по его закрытию. В состав созданной вертолетной группировки вошли несколько Ми-24Р, специальная модификация для радиохимической разведки. Реактор было решено засыпать песком, доломитовыми глыбами и свинцовыми блоками. Благодаря высокой грузоподъемности вертолетов работы были завершены достаточно быстро. В общей сложности вертолетчики совершили почти 2000 вылетов к реактору.
Война в Чечне
Во время первой и второй чеченской военной компании вертолеты Ми-24 выполняли широкий спектр задач. При их помощи велась активная переброска личного состава, подвоз боеприпасов, эвакуация раненых и беженцев. Так же вертолеты осуществляли прикрытие транспортных колонн с воздуха и поддержку наземных войск. В ходе интенсивных боевых действий в южных районах Чечни каждый экипаж Ми-24 совершал в день 5-6 вылетов. Тактика применения Ми-24 по сравнению с афганской войной изменилась. Чаще использовалось передвижение на малых и предельно малых высотах.
Однако из за несовершенной навигационной системы вертолетов их эксплуатация была ограничена неблагоприятными погодными условиями. Ми-24 вылетали на боевые задания только в ясную погоду, когда видимость была более 1,5 км.
Конфликт в Южной Осетии
Во время «5-ти дневной войны», как иногда называют конфликт 2008 г. в Южной Осетии, вертолеты Ми-24 были как у российской, так и у грузинской армии. Грузия за время боевых действий лишилась Ми-8 и Ми-24, которые были сбиты российской «двадцать четверкой». Российские вертолетные эскадрильи вышли из конфликта без потерь.
Настоящее время
Сейчас Ми-24 и его модификации состоят на вооружении около 45 стран. Вертолеты активно использовались во время вооруженных действий в Приднестровье, в Сирии, в Африке, на Донбассе.
Во время войны в Сирии летчик сирийских ВВС сумел на вертолете Ми-24 сбить сразу 2 сверхзвуковых израильских истребителя.
Мифы о Ми-24
Ми-24 окутан легендами, как любой герой. Не всегда они соответствуют действительности. Например, считается, что вертолет не может взлетать вертикально. Это не так. В инструкции для летчика такой способ описан и может быть выполнен. Однако во время войны в Афганистане командиры вертолетов предпочитали взлетать и садиться по самолетному, с разбегом. Во первых, в жарком климате с максимальной загрузкой выполнить вертикальный взлет все же труднее. Во вторых, вертолет, который взлетает таким способом, легче сбить противнику.
Второй миф — Ми-24 не умеет зависать. Не правда, умеет. Опять же, во время афганской и других войн висящий вертолет становился легкой мишенью, поэтому летчики старались избегать зависания. А вот во время работ по ликвидации последствий чернобыльской аварии Ми-24 часто работал в таком режиме.
«Крокодил» снимался во многих фильмах. Его можно увидеть в голливудских боевиках «Крепкий орешек», «Голубой гром», «Трансформеры» и многих других. В российском фильме «Черная акула» главная роль досталась ударному вертолету К-50, а Ми-24 исполняет роли второго плана. Иногда в фильмах за Ми-24 выдавали другие вертолеты. Например, в боевике «Красный скорпион» роль «двадцатьчетверки» играет S-62, что выглядит не совсем правдоподобно.
Описание основных модификаций
Ми-24 разрабатывается в различных модификациях. Ми-24К — разведывательно-корректировочный вертолёт, Ми-24Р — машина, предназначенная для РХБ-разведывательных подразделений, и многие другие. Для иностранных заказчиков было разработано 15 различных моделей, в которых были учтены индивидуальные пожелания.
Прототип с фенестероном
На одном из опытных образцов Ми-24А в 1975 году был опробован рулевой винт типа «фенестрон». Оказалось, что хотя на легких вертолетах фенестрон был весьма эффективен, для тяжелой модели он оказался непригодным. После испытаний образца от установки фенестерона на Ми-24 отказались.
Милицейский Ми-24
Ми-24ПС — патрульно-спасательный вертолет. Создан в 1995 году для подразделений МВД. Существует две его модификации.
Одна — на базе Ми-24П. Вертолет оборудован системой спутниковой связи. Из оружия на машине установлена неподвижная пушкой ГШ-30К. Оснащен поисковой фарой ФПП-7, имеет громкоговорители и метеолокатор. В грузовом отсеке может разместиться штурмовая группа количеством до шести человек. Для облегчения десантирования на фюзеляже вертолета установлены поручни, захваты и зацепы.
Второй Ми-24ПС вообще не имеет вооружения. Метеолокатор также отсутствует. Однако вертолет оснащен тепловизором для поиска в темное время суток. Прибор находится в подвижном контейнере в носовой части флюзеляжа. Крыло этой модели меньшего размаха, под ним крепятся два топливных бака. Есть громкоговорители и система облегчения десантирования в режиме висения.
Ми-35П
Ми-35П – самая современная модель, созданная на базе вертолета Ми-24П. Впервые эта боевая машина была показана в 2018 году на форуме «Армия».
Вертолет предназначен для огневой поддержки с воздуха сухопутных войск. Способен вести воздушную разведку, работает ночью и днем в различных метеоусловиях, уничтожает наземную бронированную технику и вертолеты противника.
Ми-35 — один из лучших в своем классе. при необходимости может быть оснащен управляемым вооружением, а также комплексом обороны «Президент-С». Отличается отличной скоростью и повышенной боевой живучестью.
Достоинства и недостатки Ми-24
Ми-24 очень надежен и неприхотлив в эксплуатации. Мощная броня защищает экипаж и делает машину практически неуязвимой. Возможность набирать высокую скорость на предельно малой высоте также является плюсом Ми-24. К преимуществам относится эффективное вооружение, благодаря которому Ми-24 может поражать различные цели на большом расстоянии.
К недостатком Ми-24 можно отнести его слабую маневренность из-за тяжелого веса и маломощного двигателя. Также на вертолете не очень хорошая оптика и ситемы прицеливания. Однако эти недостатки постепенно уходят в прошлое. На вооружение ставятся современные модификации Ми-24, которые более адаптированы к современным условиям.