История русского подводного флота
История подводного флота России начинается еще со времен Российской Империи. Еще в 1834 году Карл Андреевич Шильдер разработал прототип первой подводной лодки. Стоит отметить, что его задумка сильно отличалась от подводной лодки в современном понимании этого слова. На ней не было двигателя, а движение она приводилась мускульной силой экипажа, который использовал для этого специальные механические «ласты», вооружена лодка была пусковыми ракетными установками. Такая лодка могла бы передвигаться под водой около 3 часов, а экипаж составлял 12 человек.
Карл Андреевич Шильдер (1786-1854) – выдающийся русский военный инженер, участвовал в Польской войне в 1831 году. Выделялся своими успехами в создании и испытаниях приемов инженерной атаки и обороны. Автор прототипа первой русской подводной лодки.
Одну из первых серий русских подводных лодок разработал и воплотил в жизнь конструктор Степан Карлович Джавецкий в 1884 году. Эта серия из 50 лодок представляла нечто наподобие прототипу Карла Шильдера, но работали лодки уже с помощью более современного электродвигателя, став первыми в мире подводными лодками на электрической тяге. На вооружении у каждой из них было по 2 мины, а предназначались они для охраны морских военных крепостей. Прослужили эти лодки до 1886 года.
Официально подводный флот России начал свое существование 19 марта 1906 года, с указа императора Николая Второго.
Уже в 1915 году в состав Балтийского военного подводного флота входили:
- Подлодки типа «Барс» («Вепрь», «Пантера», «Рысь» и т.д.)
- Подлодки типа АГ (АГ-11, АГ-14, АГ-12, АГ-16 и т.д.)
- Подлодки типа Е и С (Е-1, Е-8, Е-9, С-26, С-27, С-32 и т. д.)
- Плавбаза «Амстердам»
Таким образом, уже после 1-ой мировой войны русский подводный флот имел выработанную тактику боевого использования и сложившуюся организацию на случай военных действий.
Большими достижениями отличался русский подводный флот и во времена Советского Союза. В 1919 году подводная русская лодка под командованием А. Н. Бахтина поставила мировой рекорд по времени нахождения под водой — 75 километров она проплыла более чем за одни сутки!
Одним из первых проектов кораблестроения в Советском Союзе было строительство шести подводных лодок серии «Декабрист», в котором принимали участие Б. М. Малинин, И. Г. Бубнов, А. Н. Крылов и многие другие советские конструкторы.
«Декабрист» – серия дизельных подводных лодок, построенных в Советском Союзе в 1927-1931 годах.
За времена СССР в кораблестроении было много успехов, Советский Союз не уступал уровнем разработок в этой области почти ни одному государству мира.
Высокий уровень подводного вооружения поддерживает и сейчас Российская Федерация. Одни из самых значительных разработок кораблестроения современной России как «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах» спустили на воду в 2010-2011 годах. Они являются современными ракетными подводными крейсерами 4-го поколения.
Подводные лодки 4-го поколения начали производить в Советском Союзе в 1977 году. Это поколение субмарин сильно отличалось от предшественников тем, что такие корабли имели сравнительно тихий ход и меньшую видимость для гидролокаторов, потому что на их корпуса наносились специальные покрытия вроде резины.
Количество подводных лодок СССР и России
На данный момент известно, что в состав флота Советского Союза входили 85 стратегических атомных подводных ракетоносцев, 113 многоцелевых атомных подводных лодок и 255 дизель-электрических.
Если говорить о современной России, то дела обстоят так: 13 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 28 атомных подводных лодок с ракетно-торпедным вооружением, 8 атомных подводных лодок специального военного назначения, 19 дизельных подлодок и одна дизельная подводная лодка специального назначения.
Виды подводных лодок ВМФ СССР и России
Атомные подводные лодки
Атомные подводные лодки (АПЛ) имеют ядерную силовую установку для движения. Этот тип подводных лодок имеет широкую сферу применения, они могут использоваться как для поражения кораблей, так и для уничтожения военных баз, портов и других стратегически важных объектов противника. На данный момент АПЛ это самый распространенный тип субмарин. Первая атомная подводная лодка «Наутилус» была создана в США, 14 июня 1952 года конструктором Хайманом Риковером, которого на западе иногда называют «отцом атомного флота». Ее создание стало большим прорывом в мореплавании, так как теперь судна имели почти неограниченную дальность передвижения. Стоит отметить, что «Наутилус» стал первым судном, которому удалось посетить северный полюс.
В списке 5 самых опасных подводных лодок, которые, по мнению аналитиков, способны уничтожить мир за 30 минут, три – российские.
Инициатором появления первой русской атомной подводной лодки стал А. П. Александров, который 19 августа 1952 года написал письмо И. Курчатову с предложением создать судно этого типа. Первой русской атомной подлодкой стала К-3 «Ленинский комсомол», технической частью ее создания руководили конструкторы Н. А. Доллежаль и В. Н. Перегудов, а общее руководство осуществлял академик А. П. Александров. Завершили ее строительство 4 июля 1958 года, тогда она впервые дала ход под атомной силовой установкой. Так как при ее создании делали упор именно на скорость подводного хода, то получилась она даже быстрее «Наутилуса», показав ход в 28 узлов даже при неполной мощности реакторов.
Анатолий Петрович Александров (1903-1994) – советский физик, президент Академии наук СССР в 1975-1986 годах. Трижды Герой Социалистического Труда. Лауреат государственной премии СССР, Ленинской премии и четырех Сталинских премий.
Дизельные подводные лодки
Дизельная подводная лодка — это лодка, оснащенная дизельным двигателем для надводного передвижения и электромоторами для передвижения под водой, такие лодки еще часто называют дизель-электрическими (ДЭПЛ). С 1910 до 1955 года почти все подлодки были дизель-электрическими, потому что такая система позволяла достичь наибольшей автономности плавания, а также такие судна были более безопасными, ведь исключался риск взрыва, который был на лодках с бензиновыми двигателями. Зачастую основным назначением таких лодок является защита атомных подводных лодок при выходе в открытый океан, дело в том, что атомные подлодки очень подвержены атаке многоцелевых подлодок.
Появление таких подводных лодок было очень важно, ведь до них в основном использовались аппараты на мускульной тяге экипажа, на передвижение которых уходило много сил и уплыть на них далеко вряд ли получилось бы. Да, прежде были лодки еще и бензиновыми и керосиновыми двигателями, но и у них тоже было очень много минусов, но от них помогли избавиться ДЭПЛ. Над созданием подлодок с дизельным двигателем конструкторы начали думать еще с момента появления таких моторов, но идеи не могли были быть воплощены в жизнь из-за ненадежности и громоздкости дизелей того времени. Первые ДЭПЛ начали появляться только к началу Первой мировой войны. В наше время такие подлодки теряют свою популярность из-за появления аналогов имеющих атомную силовую установку, которые превосходят этот тип субмарин почти по всем параметрам.
Виды ядерных подводных лодок
Существует несколько видов атомных подводных лодок:
- ПЛАТ (подводная лодка атомная торпедная). Этот класс подлодок характеризуется тем, что основным его достоинством является торпедное оружие. Эти лодки используются для уничтожения вражеских кораблей и подводных лодок путем торпедирования. Примерами такого вооружения СССР являются «627(А) КИТ», «671 ЕРШ», «685 Плавник». В современной России есть такие примеры как «К-123 Марс», «885 Ясень».
- ПЛАРК (подводная лодка атомная с ракетами крылатыми). ПЛАРК имеет на вооружении крылатые ракеты, которыми бьет по кораблям или береговым объектам. Примером лодок ПЛАРК Советского союза являются лодки серии «651» и «659». На вооружении Российской Федерации имеются такие примеры ПЛАРК как «Орел», «Смоленск», «Омск».
- ПЛАРБ (подводная лодка атомная с ракетами баллистическими). Такие субмарины имеют баллистические ракеты для удара по стратегически важным объектам противника. В СССР были такие ПЛАРБ как «658», «658М», «658Т» и т.д., В России есть такие примеры: «995 Борей», «К-223», «К-407».
- Атомные специального назначения. У этого типа субмарин есть много специальных задач, зачастую это исследования глубин океана. Примеры в СССР: «658У», «БС-64». Атомные подводные лодки специального назначения в Российской Федерации – «АС-21», «АС-23» и множество других моделей.
- АГС (атомные глубоководные станции). Они используются для исследования океана на большой глубине. В Советском Союзе были такие АГС как: «Нельма», «Архипелаг», в современной России используются АГС моделей «Белгород», «10830», «10830К».
Примеры современных подводных лодок
«Дмитрий Донской»
Из современных разработок России можно отметить выдающийся ТК-208 «Дмитрий Донской». Этот подводный крейсер побил много мировых рекордов, таких как: водоизмещение, мощность вооружения, длина, тишина хода и многое другое. Преимущество этой лодки в особой внутренней конструкции, которая представляет собой что-то похожее на катамаран с двумя прочными корпусами между которыми размещены 20 пусковых шахт с баллистическими ракетными установками межконтинентальной дальности. Эта лодка приспособлена даже к северным широтам Арктики и может с легкостью совершать тактические маневры во льдах и под ними. Эта субмарина уникальна и не перестает поражать свой мощностью, ее образ не раз использовался в боевиках, книгах и документальных фильмах. Американский журналист Марк Эпископос оценил невероятные мощности «Дмитрия Донского» назвав его «машиной судного дня».
Длина «Дмитрия Донского» составляет 172 метра, а высота – 26 метров! Его водоизмещение составляет около 48000 тон, а питание идет от двух атомных реакторов «ОК-650», мощность каждого из них 190 МВт. Лодка оснащена двумя турбинами с мощностью 50000 л.с.
«Князь Олег»
Еще одним примером современной подводной лодки России может послужить атомная подводная субмарина стратегического назначения К-552 «Князь Олег», проекта 955А «Борей-А». На данный момент «Князь Олег» входит в состав 25-й ДиПЛ ТОФ в Вилючинске. Эта лодка хоть и не может похвастаться сверхмощными параметрами «Дмитрия Донского», однако является отличным примером подводных лодок 4-го поколения. Спущен на воду «Князь Олег» 16 июля 2020 года.
Длина «Князя Олега» 170 метров, ширина – 13,5. Надводная скорость 15 узлов, подводная – 29. Автономность плавания около 90 суток. Рабочая глубина погружения – 480 метров. Имеет торпедное вооружение 533-го калибра и ракетное вооружение «Булава».
«Ясень»
Эта АПЛ отличается от многих тем, что ее легкий стальной корпус покрыт резиной, что способствует очень низкой шумности передвижения и меньшей заметности для гидролокаторов. Также интересное отличие «Ясеня» в том, что его ракеты и торпеды находятся не на носу, а по бокам. У «Ясеня» имеется очень мощный атомный двигатель, который, как утверждают эксперты, может работать без смены топлива около 30-ти лет, как и сама субмарина. Разработало это чудо техники конструкторское бюро «Малахит», главным конструктором был В. Н. Пялов. При постройке «Ясеня» было принято много решений, раньше не использовавшихся в отечественном кораблестроении.
Тип подлодки – ПЛАРК. Надводная скорость – 16 узлов, подводная – 31 узел. Рабочая глубина погружения – 520 метров, предельная глубина погружения – 600 метров. Автономность плавания – 100 суток. Экипаж – 90 человек, 32 из них офицеры. Надводное водоизмещение – 8600 тонн, подводное – 13800 тонн. Длина – 139 метров, ширина – 13 метров. Силовая установка – реактор ОК-650В. Вооружение торпедное 10 х 533 мм., ракетное – 8 х 4 ПУ «Оникс».
Места базирования русских подводных лодок
Главный пункт базирования флота Российской Федерации на данный момент – Гаджиево. Находится он в Сайда-губе, Мурманская область. В Гаджиево базируются почти все атомные ракетные и торпедные субмарины Северного флота России, а также противолодочная и ракетоносная авиация и авианесущие корабли.